Соседки охали
да вздыхали: и в кого ж у тебя такая
уродилась, Данута. Наши все светлые да
телом полные, а эта чернявая, мелкая да
востренькая. Наши все за прялкой да за
вязаньем, а эта все по лесам, да в такие
места ходит, куда и мужики только втроем
и с дрекольем, и то разве спьяну сунутся.
А этой и ничего, как с гуся вода. И
годков-то отроду десять, а уж смотрит
на тебя, ровно старуха.
Как в возраст
войдет, что делать будешь, Данута? Как
замуж-то этакого волчонка выдавать?
А и ничего,
говорила Данута. А и выдам. Не смотри,
что некрасивая — зато ум у ней есть, вон
когда у Канры-Мельничихи плод ногами
шел, кто разродиться помог? Она, Сигрунн.
Будет ей все, и муж, и доля, и пусть, что
чернявая.
Сигрунн слушала
и думала, что сбежит. Все равно. Курицы
эти глупые, только бы мужа найти и с
прялкой сесть. А вот она слыхала, есть
город, где одни колдуны живут. Туда
пойдет, будет учиться. Работать будет,
хоть и полы подметать, или за детьми
ходить — оно как, у колдунов-то тоже
дети родятся. Найдет себе дело, и выучится,
а куры эти пусть сидят да языками чешут
хоть и до самого конца времен. Ей-то что.
Ягода-огневка,
да побег сталь-травы, да гриб-дождевик,
настоять в трех водах — так учила
ведунья-отшельница в холмах. Пряталась
она от людей, да от Сигрунн не спряталась.
В трех водах настоишь, выпьешь семь
капель, а остальное вылей на четыре
стороны света, да духам поклонись. Тогда
увидишь, куда тропа ведет. А как будущее
видеть, не скажу тебе. Пока дите не родишь
— нельзя ведьме. Ступай-ка пока, черники
набери, наварим варенья. Зимой-то тоже
есть надо.
И шла, и варила,
а рыба-то ей словно и сама в руки плыла.
В деревне смеялись, что знает чернавка
рыбное слово.
Ушла бы она
раньше, да не могла ведунью бросить. Как
та одна? Да и то сказать, не всему еще
выучилась.
Так и задержалась,
дождалась, как шестнадцать сравнялось,
и явился к матери жених, уж и тканей
принес городских, да связку фазанов —
сам подстрелил, да колечко золотое —
Сигрунн на пальчик.
Свой не взял бы
чернавку, ведьму лесную, шишигу — чужак
нашелся. Охотник был, из дальних земель.
В деревне-то и рады — крепкий мужик,
всегда подмога, а стреляет — белку с
двухсот шагов бьет. И понимание имеет,
что не всяку девку сватать может, потому
— пришлый, взял чернавку за себя.
Вся деревня на
свадьбе гуляла, ну, и Сигрунн тоже
старалась на людях-то не плакать. Она
свое уж отплакала накануне, когда ведунье
рассказывала. Та только вздохнула:
судьба твоя такая, дева, так надо. Дорога
твоя, что река, петлять будет, а всегда
к морю выведет. Иди, да не бойся, да
сердцем будь крепка.
Поначалу-то муж
добрый был. И в лес ходить не запрещал,
и нет-нет, да и подарочек принесет какой,
платок цветной, аль сережки с камушком.
Сигрунн и плакать забыла, и за прялку
взялась, хоть и путались у нее нитки, а
старалась. А прошло две луны, и поняла
она, что тяжела.
Побежала к
ведунье своей — а нет уж ведуньи на том
месте, и избушки нет. Угольки остались,
уж и остыли. Криком кричала Сигрунн, а
не вернешь. Покричала, да замолчала, да
домой пошла. Муж дома. Что ж — сказала
ему, как есть, что дите ждет. Как по голове
стукнула его. Глаза у него стали
белые-белые, страшные, и с того дня ни
слова доброго не слышала от него.
Бывали и у них
мужики, что жен своих уму-разуму поучить
любили — да те-то больше спьяну да в
горячке. Случалось, и всем селом буяна
утихомиривали. А было и так, что втихую
одна Сигрунн попросила, та и сделала
отвар. Чахнуть стал муженек-то. Совсем
не помер, но жену учить поленом уж не
мог.
А этот не то. Не
злился вроде, и капли в рот не брал.
Войдет, посмотрит глазами белыми — и
шварк ее за волосы да о стену башкой. И
шипит: «Сбежать не думай — найду по
следу, а стрелы верные у меня». Боялась
его Сигрунн, да и дите жалко было
неродившееся еще. Ведь и убьет ее, не
посмотрит, что брюхо растет, а там —
знала Сигрунн — девочка. Уже имя
придумала, Магдой хотела назвать.
В свой срок и
родила. Хорошенькая девочка была, ни в
мать, ни в отца — глазки голубые,
умненькие, волосики золотые. Ласковая
да тихая. Сигрунн не нарадовалась на
нее. А что муж вроде еще злее стал, не
видела — так дочку, свет свой, любила,
что и не замечала ничего. Приложит
девочку к груди, а та, ровно кошка,
воркует, да улыбается, вот и счастье.
Пела ей, рассказывала про город колдунов,
где дома выше самой высокой сосны, а
одеты все в шелк и бархат.
Года девочке не
сравнялось, когда пришла беда. Соседка
прибежала: на выселках у одной ребенок
ногами идет, помоги управиться, повитуха-то
уж что ни делала — помирает баба. Сигрунн
подхватилась — а девочку куда же? Мужу,
соседка говорит, оставь, что ж родной
отец, не присмотрит?
Не было времени
подумать. Две жизни ждали ее на выселках.
Вернулась
счастливая — услышали ее духи. И мать
жива, и младенец — а до чего мальчик-то
крепкий да бровастый, порадовались, да
Сигрунн целую меру зерна насыпали в
награду. Шла домой — душа пела. Ничего
не почуяла... бывало, дождь чуяла за день,
а судьбу свою проглядела.
Вошла, мешок с
зерном на пол, и к колыбели.
Магда как живая
была — реснички длинные, щечки розовые
еще. Только смотрит Сигрунн — не хочет
смотреть, а смотрит — и видит, что не
хочет видеть. Не дышит ее девочка, и на
шейке у нее — уж как любила Сигрунн ее
щекотать, а та и улыбается, и смеется,
вот радости! - на шейке пятна черные от
пальцев.
И белоглазый уж
рядом и шипит: слово скажешь — убью,
знаешь меня.
Хотела спросить,
за что. Рот открыла и не может ни слова
молвить.
На другой день
хоронили девочку ее. Сигрунн все молчала,
не плакала. Мать пришла. Поплачь, говорит,
легче станет. Молчала Сигрунн.
Канра-Мельничиха пришла — вот, говорит,
судьба, мою дочку спасла, свою потеряла.
Сигрунн все молчала. А как зарывать
стали, вся деревня пришла на холм. Дождь
шел, и слякоть под ногами была, хлюпало,
и Сигрунн смотрела на них, как они
поднимаются, как девочку ее в землю
кладут, а сами — мертвые. Все до одного,
кого видела она, мертвецами стали и
бродили без покою и доли по земле.
И поняла она —
теперь ей можно видеть будущее, как
ведунья говорила.
Пошла к матери,
достала сундучок свой старый с травами
да порошками. Ничего не забыла, что
головой не помнила, руки делали сами. И
все вспоминала, как белоглазый домой
пришел, а куртка гарью воняла. Вот,
значит, кто ведунью-то.
Состряпала, что
надо. Сказала матери — если что, не
поминай лихом. Та вскинулась: да как, да
что! - да Сигрунн слушать не стала, пошла
домой. Мужу ужин подавать.
Дом ее горел
ярко, и она издалека видела зарево. Один
раз обернулась.
Слыхала она, у
других народов есть обычай — покойников
на костре сжигать. Что ж, муж ее чужаком
был, выходит, по обряду похоронила она
его.
Больше не
оборачивалась.
Шла она долго,
да где шла — следов не оставляла. Где
могла, собирала по крупицам знания, да
умения, да истории. Один раз шаманку из
орков встретила — та ее чуть по голове
палкой не огрела, да ничего, потом
поладили. Слов друг друга не знали,
говорили через духов. Был у них один,
все поболтать любил. Ничего, хорошо
жили, да потом солдаты убили ее, а Сигрунн
погнали подальше, мол, нечего с врагом
якшаться, живи с людьми.
Пошла Сигрунн
и дальше. У гнома училась — ох и умный
был, и не как люди, злобы не было в нем.
Все внушал: не отвары у тебя, а эликсиры,
слова надо правильные знать. И называется
это «высокое искусство алхимии». Чему
только не учил ее, даже такому зелью,
что выпьешь — и никакая собака след
твой не найдет. И такому, что сама будешь
как мертвая лежать, а дух твой в дальние
страны отправится. Что же, Сигрунн
училась. Как всему выучилась, ушла и от
него. Пошла дальше на юг, да не задержалась
— люди ей не милы были. Все видела того,
белоглазого. Так и бродила по миру, пока
не устала. Как устала — нашла дом в лесу,
стала жить. Призрак у нее там был, так
никто и не совался. Что ж, и собаки не
надо — ни грабитель не подойдет, ни
попрошайка. А кому очень надо, те узнают.
И узнали, стали приходить, просить —
погадай, матушка, да пособи, матушка, да
полечи, матушка. Кого лечила, кому и
отраву сыпала — иных только хорошей
отравой исцелишь.
Шишигой стали
звать ее.
А была она Сигрунн
Вальдес, родом из Перекрестка Корина,
что на озере Мерельтар.
|